ЛИ, ДЖЕННИФЕР ДЖЕЗОН (Leigh, Jennifer Jason). Настоящая фамилия: Морроу.

Родилась в 1958 в Лос-Анджелесе. Училась в институте Ли Страсберга. Дочь трагически погибшего на съемках фильма "Зона сумерек" актера Вика Морроу. Миниатюрная, стройная блондинка, чертами лица чем-то напоминающая Изабель Юппер, она очень серьезно относится к своему ремеслу и из принципа не снимается в ролях современных золушек типа героинь "Красотки" или "Работающей девушки" . "Я не могу относиться к таким фильмам серьезно, - говорит - эти фильмы - развлечение для многих и многих. Но мне хочется значительно большего, чем развлечение. Поэтому мне не нравятся персонажи, хорошо приспособленные к жизни и сделавшие удачную карьеру".
Имя Дженнифер Джезон Ли стало синонимом для ролей психически неустойчивых женщин с несложившейся жизнью, которых она играет с жутковатой правдоподобностью и глубиной. Сама же невысокая, хрупкая актриса с ясными глазами и изящной линией тонких губ будто создана для того, чтобы ею восхищалась и пела дефирамбы массовая публика. За ней закрепилась репутация талантливой исполнительницы, которая на всё пойдёт ради высшего блага фильма - будет заниматься мастурбацией, демонстрировать своё обнажённое тело, даст разорвать себя на части, как, например, в "Попутчике". В жертву кинематографу Ли готова принести всё, даже свою личную жизнь.

Родители развелись, когда девочке было 2 года. Впоследствии её отец — актёр Вик Морроу — трагически погиб на съёмках фильма "Зона сумерек". Её мать - Барбара Тернер, актриса и сценаристка.

Большое влияние на формирование характера Дженнифер оказала сё сестра Кэрри, жизнь которой складывалась неблагополучно (она рано ушла из дома, неоднократно попадала в клинику для наркоманов). В противоположность импульсивной сестре, Дженнифер росла очень сдержанной и рассудочной. Выход для её творческой энергии неожиданно нашёл её отчим телережиссер Реза Бадийи - он начал фотографировать сестёр по воскресеньям, и Дженнифер пришла в восторг от возможности выразить всё что угодно без слов. Исполнительское искусство впоследствии стало для застенчивой девушки средством общения с людьми.

Первую роль без слов она исполнила в 9 лет по предложению отчима в кинофильме "Смерть незнакомца". Дженнифер использовала любую возможность учиться актёрской профессии, в 14 лет пошла па летние курсы Ли Страсберга, а к 16 уже стала членом актёрской гильдии. Другое имя они взяла, чтобы как-то отделить себя от отца, с одной стороны, и в честь друга семьи, актёра Джезонк Робардса младшего, с другой. За шесть недель до окончания школы, Ли бросила занятия, которые всё равно считала пустой тратой времени, чтобы сыграть слепо-глухо-немую девочку в "Глазах незнакомца" (1981).

Карьера Дженнифер по существу началась в 1982 г., когда пресса с восторгом писала об очаровательной девчушке в комедии о подростках "Горячие деньки в школе Риджмонт". Это оказалась чуть ли не единственная "нормальная" героиня в послужном списке актрисы. С конца 80-х имя Дженнифер Джезон Ли связывается в основном с ролями проституток, психопаток, алкоголичек, наркоманок. Именно в этой сфере она и снискала себе славу, став явно характерной актрисой. Высокой оценки нью-йоркских кинокритиков удостоилась её работа в "Майами блюз" (1990) и "Последнем выходе в Бруклин" (1989).

Ли славится тем, что невероятно тщательно готовится к роли. К примеру, чтобы сыграть больную анорексией Кейси Пауэлл в "Лучшей девочке в мире" она похудела настолько, что весила чуть более 40 килограммов. Полностью отрешившись от собственной индивидуальности, она словно с нуля лепит своих персонажей. Перед фильмом "Одинокая белая женщина" (1992) она частенько наведывалась в психиатрические больницы, и в результате получился один из самых выразительных образов женщин-психопаток. Скромная, робкая, застенчивая в первых сценах, её Хедди постепенно приобретает зловещие черты, становясь хладнокровной, расчётливой, хитрой. Она мечтает, чтобы девушка, с которой они живут в одной квартире, принадлежала ей безраздельно, и всякий, кто попытается встать между ними — будь то собачонка или человек — должен умереть. Когда же все эти безумные планы рушатся, Хедди совсем теряет рассудок и пытается убить и её. Но даже и в этом чудовище Ли находит что-то человеческое: несчастное создание, пережившее смерть сестры-близнеца, отчаянно ищет любви, но пошатнувшаяся психика придаёт её поискам уродливые формы.

Ли решительно и неумолимо докапывается до самой сути характера своих персонажей. Перед "Долорес Клейборн", где она сыграла резкую, нервную журналистку, в детстве подвергавшуюся изнасилованиям со стороны отца, а теперь, пытающуюся разобраться в своих отношениях с матерью, обвинённой в убийстве своей хозяйки, Ли целые дни проводила в офисе "Эсквайра". Одной журналистке, подвергшейся "допросу" со стороны Дженнифер, потом ночью даже снились кошмары.

В этом отношении ей было легко найти общий язык с Робертом Олтменом, который приветствует такой подход. У него Ли снималась дважды — в "Канзас-Сити" (1996), где сыграла не совсем нормальную девушку, трогательно любящую мужа и ради спасения его жизни похищающую жену политика, и "Коротких историях" (1993). Для Луизы секс по телефону не более чем работа, вся эта болтовня не вызывает в её душе ни малейшего отклика. Обольщая кого-то по телефону, она может преспокойно разбирать покупки и готовить обед.
Чем больше роль увлекает актрису, тем лучше она ей удаётся. Это в полной мере справедливо в отношении одной из самых любимых картин Дженнифер "Миссис Паркер и порочный круг" (1994). Здесь Ли впервые сыграла реального человека — Дороти Паркер, известную писательницу 20-х годов с трагической судьбой, которая гордилась тем, что умеет пить и спорить не хуже любого мужчины. Стремясь к достоверности, актриса даже чуть-чуть перестаралась, подражая неразборчивому пьяному бормотанию Паркер — вплоть до того, что было принято решение о повторном дубляже.

Ли давно мечтала поработать с матерью, и в 1995 г. ей наконец представилась такая возможность. Барбара Тернер написала сценарий "Джорджии" по оригинальной истории, придуманной самой Дженнифер. Более того, когда возникли финансовые затруднения, Ли выступила ещё и как продюсер. Вложив всю душу в работу, актриса создала правдивый образ Сэди, бездарной рок-певички, чьё падение происходит одновременно со взлётом сестры Джорджии, исполнительницы народных песен. У Сэди совершенно нет голоса, но поёт она трогательно и самозабвенно. Ко всему ещё она наркоманка, причём употребляет всё, что попадётся ей под руку. В сценах наркотического опьянения Ли полагалась на опыт собственной сестры.

Перечень ролей, которые выбирает Ли, даёт богатую пищу для размышлений. Были, конечно, и отступления от правил, к примеру комедийная роль в "Лёгких деньгах", где её героиня сначала не решается потерять невинность в первую брачную ночь, зато к концу фильма становится поистине ненасытной, доводя мужа до полного изнеможения. С уверенностью можно сказать одно: актриса явно отказывается играть стереотипных женщин и в каждой работе стремится глубже постичь человеческую натуру.