ГРЕТА ГАРБО (Greta Garbo). Настоящая фамилия: Густафсон.
Грета Гарбо родилась 18.9.1905 в Стокгольме, умерла 15.4.1990 в Нью-Йорке. В 1922—1924 гг. училась в драматической школе Королевского стокгольмского театра драмы.
Грета Гарбо — одна из самых романтических и одновременно загадочных фигур в мировом кинематографе. Эта северная женщина с классическими чертами лица и застенчивой отчужденностью характера, поражавшая на экране силой своей страсти, стала символом той самой женственности, которую мужчинам не дано постичь.
Снявшись в трех европейских картинах («Бродяга Питер», 1922; «Сага о Йесте Берлинге» , 1924; «Безрадостный переулок» , 1925), где играла роли наивных молодых женщин, впервые сталкивающихся с реалиями жизни, она вместе с режиссером второй из них — Морисом Стиллером — по приглашению фирмы «МГМ» приехала в 1925 году в Голливуд.
Две первые картины Греты Гарбо здесь были сняты по романам популярного в то время Бласко Ибаньеса. Это — сентиментальные мелодрамы, в которых актриса играла роли «роковых женщин» («Поток», 1926 и «Искусительница», 1926). Американцам понравилась холодноватая, застенчивая, оживлявшаяся лишь во время съемок нездешняя красавица, и фирма заключила с Гретой Гарбо пятилетний контракт, после чего фильмы с ее участием начали выходить один за другим. «Плоть и дьявол» (1927), где ее партнером был Джон Гилберт, сыгравший большую роль и в ее личной жизни; «Любовь» (1927) — вольная экранизация «Анны Карениной», «Божественная женщина» (1928) — о великой Саре Бернар и другие. Грета Гарбо во всех этих лентах играла, в сущности, одну и ту же роль — любящей и страдающей женщины, которая борется за свое чувство, не считаясь с царящими в обществе условностями.
В отличие от прочих «фатальных» женщин американского кино, игра Гарбо отличалась богатством драматических оттенков, глубоким психологизмом и волнующей искренностью. Сюжеты ее фильмов большей частью были весьма банальны, но в создаваемых ею образах актриса достигала почти трагедийной высоты.
Наступление звукового периода стало поворотным пунктом в творчестве Греты Гарбо. Зрителей волновал вопрос: что будет, когда «таинственный сфинкс» заговорит? Однако звуковой дебют актрисы в фильме «Анна Кристи» (по пьесе Ю. 0'Нила) прошел благополучно. Торопясь использовать успех, фирма «МГМ» заставила Гарбо сняться в длинной череде мелодрам: «Роман» (1930), «Вдохновение» (1931), «Сюзанна Ленокс: ее падение и возвышение» (1931), «Мата Хари» (1931), «Гранд Отель» (1932), «Какой ты меня желаешь» (1932)... Из фильма в фильм актрисе поручали роли соблазнительниц. Она устала от них, ей хотелось воплотить на пленке насыщенные драматизмом классические образы: Жанну д'Арк, Гедду Габлер, Машу в «Трех сестрах». Окончание в 1932 г. контракта Гарбо с фирмой «МГМ» предоставило ей некоторую свободу действий. Грета Гарбо в середине 30-х сумела сыграть три интересовавших ее роли: королеву Христину, Анну Каренину и Маргариту Готье.
Первая из них в одноименном фильме Рубена Мамуляна (1933) приняла на свои юные плечи тяжкий груз управления страной. Занятая государственными делами, она не верит в существование любви. И лишь встреча с испанским послом (Джон Гилберт) позволяет ей познать это великое чувство. Умелый показ пробуждения женщины, гаммы ее чувств, страдания человека, потерявшего того единственного, кто нужен ей в жизни, — вот что привлекло зрителей в игре актрисы.
В 1935 г. Грета Гарбо вернулась к образу Анны Карениной в фильме того же названия. Внешне она непохожа на героиню Толстого, на ту, которая возникает в нашем представлении после описания ее облика в романе. Но внутренний трагический конфликт передан ею весьма выразительно.
Последней значительной ролью Гарбо стала Маргарита Готье в «Камилле» (в нашем прокате — «Дама с камелиями»), поставленной в
1936 г. Джорджем Кьюкором. Это — экранизация известной пьесы Александра Дюма-сына, которая издавна служила проверкой талантливости многих крупных драматических актрис, таких, как Сара Бернар, Элеонора Дузе и др. После выхода фильма на экран критики отмечали, что Гарбо оказалась достойной великих предшественниц.
Пробуя расширить свои актерские возможности, Грета Гарбо снялась в комедии «Ниночка» (1938), но успеха не имела. Зрители не захотели принять своего кумира в этом необычном образе. После провала последнего своего фильма «Двуличная женщина» (1941) актриса навсегда покинула кино. В 1954 г. ей была вручена специальная премия «Оскар» — за вклад в киноискусство.
Полвека одиноко прожила Гарбо в Нью-Йорке, избегая репортеров и выходя на улицу лишь в темных очках, закрывающих лицо. Все предложения вновь вернуться на экран она отвергла. Несмотря на то, что о творчестве этой актрисы написаны уже десятки книг, она так и осталась «таинственной Гарбо» — и от этого еще более манящей.