год 1999
страна США, Австралия
слоган «The World's population thinks it's real. On March 31st, they will see the Real World.»
режиссер Энди Вачовски, Ларри Вачовски
сценарий Энди Вачовски, Ларри Вачовски
продюсер Брюс Берман, Дэн Краччиоло, Кэрол Хьюз, ...
оператор Билл Поуп
композитор Jack Dangers, Дон Дэвис, Роб Дуган, ...
жанр фантастика, боевик, триллер, приключения
бюджет $63 000 000
маркетинг $30 000 000
сборы в США $171 479 930
сборы в мире + $288 900 000 = $460 379 930
премьера (мир) 31 марта 1999
релиз на Blu-Ray 27 января 2009
рейтинг MPAA рейтинг R
время 136 мин.
«Матрица» (англ. The Matrix) — культовый фантастический фильм, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски. Фильм впервые вышел в США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и мультфильмам по мотивам.
Фильм описывает теорию, по которой Матрица — интерактивная компьютерная программа, симулирующая действительность для миллионов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования. Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский миф о пещере. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные идеи. «Матрица» также активно использует идеи «Алисы в Стране Чудес», гонконгских боевиков и японской анимации.
Сюжет
Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (букв. «Ты принадлежишь Матрице», англ. The Matrix has you). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом». Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (Троица), которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кого давно ищет, — Морфеусом (Морфеем), которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовалось ФБР. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, проглотив которую Нео забудет всё, что с ним происходило, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку.
Томас попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными Машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую борьбу против Машин, научившись входить в Матрицу. Последним оплотом свободных людей является подземный город Зион (Сион), из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер («Шифр»), готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на сладкий обман Системы. Сайфер сдаёт своих бывших друзей агентам — автономным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону. Морфеус попадает в плен к агентам. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана, но Нео приходится бежать от агентов, преследующих его. Нео не успевает выйти из Матрицы, и агент Смит убивает его. Однако Нео оживает (так как на самом деле он и есть Избранный), ощутив в себе силу. Он с лёгкостью убивает Смита, разрушив его программный код.
В конце фильма Нео звонит по телефону, он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что «возможно всё».
В ролях
* Киану Ривз — Нео
* Лоуренс Фишбёрн — Морфеус
* Кэрри-Энн Мосс — Тринити
* Хьюго Уивинг — Агент Смит
* Глория Фостер — Оракул
* Джо Пантолиано — Сайфер
* Маркус Чонг — Тэнк
* Пол Годдард — Агент Браун
* Роберт Тэйлор — Агент Джонс
* Джулиэн Араханга — Эпок
* Мэтт Доран — Маус
* Белинда МакКлори — Свитч
* Энтони Рэй Паркер — Дозер
Актёр Уилл Смит отказался от роли Нео. Позже он сказал, что, если бы он взял роль в то время, то «должен бы был много с этим провозиться».
Первоначально в роли Архитектора предполагался Шон Коннери. Но он отказался, сказав, что ничего не понимает в сценарии.
Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита. Он отказался от роли, вместо этого взяв роль в фильме «Годзилла».
На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдман и Сэмюэль Л. Джексон.
Также первоначально в роли Нео братья Вачовски видели Джонни Деппа, но Warner Bros. хотели на эту роль Брэда Питта или Вэла Килмера. Но после того, как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. В результате выбор остановился на Киану, который был просто очарован сценарием.
Съёмочная группа
* Режиссёры: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
* Сценаристы: Энди Вачовски, Ларри Вачовски
* Оператор: Билл Поуп
* Композитор: Дон Дэвис
* Постановщик поединков: Юэнь Ву Пин
Съёмки
«Матрица» — совместный проект студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в городе Сидней (Австралия), хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго, родном городе братьев Вачовски. При съёмках использовались некоторые декорации «Тёмного города» — фильма сиднейского режиссёра Алекса Пройаса, вышедшего на экраны за год до «Матрицы» и близкого к ней по своей философской проблематике.[1]
Дизайн
«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Однако эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображенных букв латиницы, цифр и букв японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо́льший акцент ставится на синем.
Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме Ghost in the Shell, только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк. Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме День независимости
Визуальные эффекты
Эффект, названный Bullet time («Время пули») стал «визитной карточкой» «Матрицы». «Bullet time» — практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.
Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. При изготовлении монтажной склейки, кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, с третьей и тд. В результате, на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.
Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: bullet time также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.
«Матрица» стала первым фильмом, превзошедшим «Звёздные Войны»,получив в 1999 году «Оскара» за лучшие спецэффекты.
Музыка
Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину, через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.
Для саундтрека «Матрицы» также использовалась музыка Linkin Park, Rammstein, P.O.D., Роба Дугана, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Deftones, The Prodigy, Роба Зомби и Мэрлина Мэнсона.
Источники вдохновения
«Матрица» содержит множество аллюзий и реминисценций на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона.
Сюжет «Матрицы» основывается на религиозных (прежде всего христианских и буддийских) представлениях об апокалипсисе и иллюзорности земного мира в сравнении с высшим духовным миром. Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Кино: перезагрузка богословием» рассматривает религиозные мотивы фильма.
Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм Ghost in the Shell. Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».
Рецензенты часто отмечали схожесть «Матрицы» с фильмами ранних 1990-х, такими, как «Странные дни», «Тёмный город» и «Шоу Трумана». Много сравнений было с комиксами The Invisibles Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.
В рассказе Станислава Лема — «Странные ящики профессора Конкорана» (1960) описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна.
Искусственно созданная иллюзорная реальность описывается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс» (1971).
В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в 1986 году в своей книге «Генератор желаний». Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров, теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».
Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книгах Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий барьер» (1939) и Карлоса Кастанеды «Активная сторона бесконечности» (1997).
Также говорят[кто?] о том, что братья Вачовски были вдохновлены идеями легендарного Станислава Грофа, основателя трансперсональной психологии. Психотерапевтический эффект в этом направлении психологии достигается путём использования галлюциногенов, таких как ЛСД, псилобицин, мескалин и т. д., а также (в связи с запретом на использование галлюциногенов в психиатрии) особой методики дыхания. При этом пациент испытывает «состояния необычной реальности». Гроф утверждает, что в период внутриутробного развития и родов в бессознательное ребенка закладываются особые программы — базовые перинатальные матрицы (БПМ), которые впоследствии влияют на мировоззрение человека, его устремления, чувственную сферу, духовность и здоровье.
Выпуск
«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные Войны: Эпизод I». Фильм собрал 171 миллион долларов в США и 460 миллионов в остальном мире и позже вышел на DVD, разойдясь более чем трёхмиллионным тиражом только в США.
Отзывы
Комбинация насыщенного спецэффектами действия с философской проблематикой была довольно радушно принята, хотя вопросы об органичности этого сочетания остались. Уильям Гибсон, просмотрев фильм, сказал: «Такого восхищения я не испытывал очень давно», — и добавил: «Нео теперь мой самый любимый герой в фантастике, навсегда». Джосс Уэдон назвал фильм «мой номер один» и похвалил за глубину сюжета, заметив: «Он смотрится на том уровне, на котором ты хочешь его смотреть», — имея в виду, что любители сражений будут обрадованы схватками и перестрелками, а любители поразмыслить — философской идеей «Матрицы». В 2001 году «Матрица» заняла 66-е место в составленном Американским институтом кино «списке 100 лучших триллеров».
Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырёх возможных. Его разочаровало то, что «фильм начинается с пересмотра природы реальности, а заканчивается перестрелкой. Мы хотим прыжка воображения, а не очередной кульминации с непременными автоматными очередями. Мне пришлось повидать десятки, если не сотни подобных упражнений в насилии, которые утилизируют одни и те же давно затёртые идеи». Другие кинообозреватели высказали недовольство излишней пафосностью фильма и отсутствием в нём самоиронии.
Награды
В 1999 году фильм получил четыре награды американской Киноакадемии «Оскар» в номинациях:
* «лучший звук»
* «лучший монтаж звуковых эффектов»
* «лучший монтаж»
* «лучшие спецэффекты»